Кристобаль Великолепный

Этот гений моды известен в настоящее время только специалистам, да еще тем, кто интересуется историей моды, а между тем время между 40-ми и 50-ми годами ХХ века, называется «эрой Балансиага». Он начал возвращать послевоенному миру моду  на элегантность и женственность, о которой успели позабыть  в тяжелые годы Второй Мировой Войны.

Жизнь великого кутюрье напоминает восхождение по крутой лестнице: от сына рыбака из баского захолустья на севере Испании, до непревзойденного мастера высокой моды, одевавшего исключительно принцесс крови и голливудских кинодив.

Родился будущий архитектор моды в 1895 году в Испании. После смерти своего отца ему пришлось помогать своей матери, которая первая преподала ему уроки портновского мастерства, обнаружив у него способности к шитью.

По легенде, будучи 14-летним мальчиком Кристобаль увидев маркизу  Каса-Торрес, выходящую из храма, заметил вслух, что он способен сшить наряд не хуже,  того, в который  одета аристократка.  Видимо, маркиза обладала определенной долей авантюризма, потому что пойдя на поводу у мальчишки, предоставила ему материал, для обещанного наряда. Результат превзошел все ожидания. В лице Каса-Торрес юный Балансиага обрел не только клиентку, но и покровительницу.

Сначала она устроила его в модный магазин “LOUVRE”, затем отправила на стажировку в Париж, где будущий мастер обучался у Коко Шанель. Обучение прошло не напрасно, вернувшись в 1919 г.  Кристобаль открывает свой первый Дом в Сан Себастьяне (что в 400 с лишним километров от Мадрида). Этот город был облюбован еще в XIX в. в качестве курортного местечка лицами королевской крови.   Естественно, что в числе клиентов начинающего кутюрье сразу появились представители королевского двора.

В это период своего творчества (иначе и не назовешь его деятельность) он адаптировал модные парижские модели для реальных испанских женщин. Балансиага прославился  на всю Испанию своим умением одеть элегантно и модно любую клиентку, вне зависимости от пропорций ее фигуры, он одевал всех – больших и маленьких, толстых и худых. В 1933 г.  Кристобаль Балансиага открывает свой Дом в Мадриде, а в 1935 г. в -Барселоне.

Он был истинным архитектором от моды, свои модели кутюрье кроил собственноручно, используя метод наколки, как  Мадлен Вионне. Источником вдохновения для него была культура родной Испании искусство Средневековья, эпохи Возрождения и эпоха Барокко.

Балансиага всегда предпочитал простую строгую и элегантную повседневную одежду, но вечерняя – должна быть необыкновенно роскошной, но при этом не терять элегантности. Его наряды предназначены для больших выходов – объемные накидки, гигантские воланы, шлейфы и драпировки – все это походило на изумительную оправу для бриллианта — владелицы.  Кутюрье опередил свое время придумав платье-балон, платье- тунику, платье-мешок, платье-рубашку, он создал блузки без воротника и воротники зрительно удлиняющие шею.  Мастер предпочитал темные «истинно  испанские» сочетания цветов – черного, коричнево-красного, темно-зеленого и ярко-красного.  

Начавшаяся гражданская война в Испании вынудила его переехать в Париж, где в 1937 г. он открывает свой бутик. Его клиентками стали Мона фон Бисмарк, Барбара Хьютон, Глория Гиннесс, Полин де Ротшильд, герцогиня Виндзорская, и актрисы — Марлен Дитрих и Ингрид Бергман.

 В 40-х годах он вводит в моду квадратные плечи для женских моделей, в 50-е – модели с открытыми плечами и голой шеей. Его клиентками в это время становятся принцесса Монако Грейс, первая леди США — Жаклин Кеннеди-Онассис и актриса Элизабет Тейлор.

Создавая новую модель, мастер избегал ненужных деталей, декора, предпочитаю одноцветные ткани узорчатым. Он стал использовать доселе непопулярные ткани рогожку, твид, букле и сочетания различных по фактуре материалов, например тафты и бархата. Его главным достижением считают пальто и костюмы. Потому что костюмные ткани хорошо держали форму, они были прекрасной базой для воплощения художественных вкусов мастера.

Он никогда не использовал глубоких декольте или коротких юбок, он считал что достаточно приоткрыть запястья, щиколотки или ключицы женщины, чтобы создать притягательный, а вместе с тем изысканный образ.  Хотя надо признать, что он первым стал шить платья с открытыми спинами и ввел в моду длину до колена.

Балансиага создавал свою моду, вернее его творения существовали вне моды. Женщина одетая в его одежду могла быть уверена, что больше никаких других женщин в обозримом пространстве не существует, все внимание общества мгновенно приковывается к ней. Платья от Балансиага можно было смело носить по многу лет, не боясь, что они выйдут из моды.  

Помимо одежды кутюрье наладил выпуск парфюма, под его маркой — духи «Le Dix», (в 1947 г. )  «La Fuite des heures» (в 1949), «Quadrille»  ( в 1955 г. ).

В 60-е годы Кристобаль Балансиага отдал некоторые свои модели для копирования на американских швейных фабриках, но посетив производство, сразу же разочаровался в этой затее. Он понял, что его платья невозможно создать ни каким, иным методом, как ручным.  Кутюрье не любил шумиху, которую создает пресса вокруг показов, не когда не давал интервью, не публиковал свои фотографии. Не желая, чтобы его модели копировали , устраивал дефиле через месяц, после дефиле всех остальных кутюрье и модельеров.

 Чем старше он становился, тем утонченнее и проще становились его модели. Его учениками стали Андре Курреж и Эмануэль Унгаро. Другие кутюрье также называют его своим учителем, прежде всего это Юбер де Живанши и Кристиан Диор. Юбер де Живанши в последствии основал Фонд имени Балансиага, который занимается сохранением наследия великого гения.

В 1968 г. окончательно разочаровавшись в современной моде Балансиага закрывает свой Дом и возвращается В Испанию. Умер гений в 1972 году.