Популярные головные уборы прошлого: треуголка и цилиндр


С головными уборами связно немало интересного. Уже не первый раз на страницах блога я писала о них, и вот снова возвращаюсь к этой теме. Сколько всего интересного можно узнать, погрузившись в мир шляп, шляпок, шапок и т.д. Стоит напомнить, что 85 % тепла человек теряет через голову, и это основная причина, почему нам приходиться покрывать голову шляпой или шапкой. Существует множество пословиц и поговорок, связанных с этой частью костюма. Например, поговорка «дело в шляпе» восходит к временам, когда из шапки тянули жребий.

Не отсюда ли «говорящая шляпа» из сказки о Гарри Поттере?

Вспомним другую поговорку: «Шапочное знакомство», то есть неблизкое, когда при встрече здороваются и снимают шляпу и только. Обычай же, снимать головной убор возник в ту древнюю пору, когда гость, должен был продемонстрировать свое дружелюбие и показать, что под шляпой он не прячет оружия.

Головному убору с древних времен приписывали особый смысл. Можно вспомнить полосатый платок фараонов, который могли носить только египетские цари или высокую горлатную (потому что сшита была из меха горлышек самых ценных пушных зверей) шапку боярина. Такие головные уборы подчеркивали статус своего хозяина и выступали знаком привилегированности своих обладателей.

Популярной шляпой в XVII-XVIII веках в Европе была треуголка. Она пришла из военного обмундирования и стала популярна в период правления французского короля Людовика XIV. Широкополые шляпы были неудобны в бою и поля сначала подгибали, а затем и вовсе изобрели шляпу с загнутыми полями, отчего она приняла вид треугольника.

Даже если мужчина носил высокий пудреный парик, все равно он носил с собою шляпу – подмышкой. Церемонии приветствия и прощания, поклонов предполагала наличие шляпы. Особенно популярна треуголка стала во времена Наполеона. Но после падения императора и с приходом к власти Людовика XVIII наиболее популярным головным убором стал цилиндр

Удивительно, если в Европе цилиндр был признаком консервативности, то в России его считали революционным головным убором. Император Павел приказывал полицейским сбивать с прохожих цилиндры палками, а иных упорствующих, могли лишить дворянства и выслать в Сибирь. А дело все в том, что мода на ношения цилиндра пришла в нашу страну в период революционных событий во Франции.

Тем не менее, мода на цилиндры просуществовала добрую сотню лет. Хотя форма цилиндра менялась, появлялись модели связанные с теми или иными историческими деятелями, он, по-прежнему, оставался основным головным убором высшего и среднего класса.

Среди «революционных» цилиндров можно вспомнить боливар (названный по имени Симона Боливара, который освободил страны Южной Америки от испанского владычества). А.С. Пушкин носил боливар и упомянул о нем в поэме «Евгений Онегин».

Жак Луи Дагер известен не только благодаря изобретению дагерротипов (прообраз фотографии), но и тем, что в его честь назвали цилиндр дагер — с низкой тульей и узкими полями. Позднее, в моду вошел цилиндр дорсей по имени графа д’Орсе. Такой цилиндр имел поля, отогнутые спереди и сзади, а с боков они были сильно закручены.

Благодаря опере К.М. Вебера «Вольный стрелок», появился цилиндр фрейшюц, который отделывали перьями. А по имени серцееда Ловеласа, героя романа С. Ричардсона «Клариса Гарлоу» стали называть цилиндр имеющий низкую тулью и широкие поля.
Существовали правила обращения с цилиндром: в начале XIX века его не оставляли в передней а брали собой в гостиную и ставили на пол слева от кресла или помещали на подлокотник кресла, вместе с перчатками; позднее, со второй половины XIX века цилиндр оставляли вместе с тростью в передней.

В этой связи появился так называемый цилиндр шапокляк, внутри которого была пружина, и он мог складываться при нажатии. Такую шляпу можно было при случае сложить и носить под мышкой.
Еще в начале прошлого века цилиндр был символом богатства и успешности своего владельца. А еще цилиндр пришелся по вкусу российским творческим личностям – С. Есенину, С. Дягилеву, В. Маяковскому и т.д.