Быть художником в тоталитарном государстве непросто, а тем более художником, который следует собственному стилю, далекому от принятого в подобном государстве. Таки художником был и является Вячеслав Зайцев. Еще будучи молодым, ему удалось получить признание как на родине, так и за рубежом (где пресса окрестила его «красным Диором»).
Родился Вячеслав Зайцев в 1938 году в городе Иванове, в котором столетиями существовала текстильная промышленность. Конечно, этот факт сыграл не последнюю роль в судьбе будущего модельера. Стоит добавить, что мама Вячеслава, женщина с непростой судьбой, воспитала у сына интерес к народному искусству и творчеству.
Детство и школьные годы Вячеслава Зайцева пришлись на время Великой Отечественной войны, когда о красоте оставалось только мечтать. Но, несмотря на суровое время, и юный возраст (14 лет) Вячеслав поступает в 1952 году в химико-технологический техникум в Иванове, который успешно заканчивает по специальности — художник текстильного рисунка. Продолжать свое образование Зайцев поехал в столицу, где поступил в Московский текстильный институт, который и закончил с отличием в 1962 году.
По окончании института молодой специалист начинает работать в экспериментально-технической швейной фабрике в городе Бабушкине, а уже через три года он стал художественным руководителем Дома моделей на Кузнецком мосту. Стоит напомнить, что начало 60-х годов, в истории нашей страны значатся как «хрущевская оттепель». Это было время, когда в стране появился интерес к новым идеям и именам, а в искусстве происходил поиск новых и нетрадиционных решений. Приоткрылся «железный занавес» для некоторых деятелей искусства и культуры, были позволены контакты с некоторыми зарубежными коллегами. В это время Вячеслав Зайцев смог познакомиться со знаменитыми модельерами Запада – Пьером Карденом, Марком Боеном, Ги Лярошем (который возглавлял дом «Кристиан Диор»). А те передали материалы и фотографии о первой коллекции Зайцева в зарубежные издания. Так мир узнал о том, что и в Советском союзе существует мода.
Возросший интерес к советской моде побудил руководство страны организовать несколько показов работ Зайцева за рубежом (во Франции, Италии, США, Канаде, Японии), но, несмотря на ажиотаж, сопровождавший эти показы, автора из страны не выпускали. Талант модельера из СССР снискал и славу и поклонников, его приглашали посетить Палату высокой моды в Париже, но Вячеслав Зайцев смог это осуществить лишь в 1988 году.
В эти годы лидер советской моды работал в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту, сотрудничал с театром и кино, у него заказывали свои эстрадные костюмы советские артисты первой величины (Эдита Пьеха, Муслим Магомаев), спортсмены, принимающих участие в Олимпийских играх. Также Зайцев стал преподавать в Московском технологическом институте.
В 80-х годах модельер открыл свой Дом моды, и первый в стране Театр Моды, выходят в свет две его книги: «Такая изменчивая мода», и «Этот многоликий мир моды» и он начал выезжать за рубеж. В 1988 году Зайцева приглашают в Париж с коллекцией «Русские сезоны в Париже». Триумф не заставил себя ждать, президент Франции вручил Вячеславу золотую медаль Парижа и имя почетного гражданина города Парижа. Через год модельер становиться «человеком года в мире моды», затем был признан победителем фестиваля «Лучших пяти модельеров мира» в Японии. Не забывали о наградах и советские власти — Орден знака почета, медаль «За трудовую доблесть» медали ВДНХ и т.п. знаки получал Вячеслав Михайлович.
Основная черта всех моделей Зайцева это принадлежность к русской традиции. Еще его самая первая коллекция спецодежды для сельских работниц шокировала фуфайками смелых цветов, и павловопосадскими шалями, из которых были сшиты юбки, а также расписными валенками. Прообразами служили русские сарафаны, душегреи, кафтаны, понёвы. Модельер всегда придерживается классических традиций: подчеркивает естественные формы, приталенный силуэт, четкая линия плеча. Простота кроя, четкость линий, яркие чистые краски. Всегда дополняются все модели вышивки, аппликации, кружево. Обязательными для всех коллекций были шляпы и аксессуары созданные в едином стиле и цветовом решении с одеждой.
Все коллекции имют многозначительные названия : «Русская серия» (1965-68 гг.), «Тысячелетие Крещение Руси» (1987-88 гг.), «Русские сезоны в Париже» (1987-88 гг.), «Агония перестройки» (1990-91 гг.) «Ностальгия по красоте» (1992-93 гг.), «Воспоминание о будущем» (1994-95 гг.), «Листая памяти страницы» (1997-98 гг.), «Посвящение» (2000-2001 гг.), «Дивертисмент» (2003 г), «Ностальгия по временам ушедшим» (2004 г), «Импровизация» и «Тайны соблазна» (2005 г), «Игра с…» (2006 г), «Фантасмагории» (2006 г), «Истоки» (2008 г) Последние коллекции Зайцева отличаются своим экскурсом в мир прошлого, полны знаков и символов прошедших эпох, в то же время в них много экспериментов с формой и силуэтом.
В 90-е годы, после распада СССР открылись границы, происходит обмен творческими идеями со всем миром, начались показы и участие в фестивалях, выставках, семинарах, симпозиумах. В 1992 году выпустил собственные духи «Maroussia». С 1994 года под потранажем Зайцева стал проводиться конкурс для профессиональных модельеров художников имени Надежды Ламановой. В 1996 году Дом Моды Вячеслава Зайцева был преобразован в ОАО «Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева», где Вячеслав Михайлович стал президентом. В 1997 году начинает свою работу Лаборатория Моды на базе Дома Моды Зайцева.
Вячеслава Зайцева можно смело назвать выдающимся мастером моды, и он несомненно внес огромный вклад в отечественную культуру.
В заключение, можно добавить, что помимо моды Вячеслав Михайлович занимается живописью, графикой, пишет стихи.