Такие разные головные уборы

Нетрудно догадаться, что головные уборы появились для защиты головы от холода, осадков или палящих лучей солнца. Но почему появилась та или иная форма шляпы или шапки, и почему существует такое многообразие этих уборов — не всегда очевидно. Даже само название «головной убор» говорит нам о нетривиальности предмета. С древних времен люди «убирали» (т.е. украшали) свои головы, старались подчеркнуть шляпой или шапкой свой статус, возраст, положение, вероисповедание и т.п., со временем  вся эта подоплека забылась, а осталась лишь традиция или любовь к той или иной форме головного убора.

Конечно, на появление той или иной формы шляпы, шапки в первую очередь влияет климатические условия. В условиях суровых северных зим появилась шапка-ушанка, позволяющая опускать «уши» при понижении температуры, и поднимать, когда начинает припекать солнце.  Конические  соломенные шляпы-панамы (иногда их делают из пальмовых листьев или шелка) из Восточной Азии предназначены как для защиты от солнца, так и дождя — климат с сезонными ливнями обязывает. Сейчас, такие  шляпы стали часть национального костюма Вьетнама.

 Аналогичная история с мексиканским сомбреро, чья форма целиком и полностью сформировалась благодаря палящему солнцу этой страны. Это своеобразный солнечный зонт на голове (хотя от дождя шляпа тоже спасает), и чем шире поля такого «зонта» тем больше тень от него.  С некоторых пор, в Мексике стало действовать правило ограничивающее размер сомбреро, так как иные шляпы достигают метра в диаметре.  

От сомбреро же произошла и ковбойская шляпа. Она немного видоизменена, так как используется всадниками. Изготовляется из кожи или войлока, хотя бывает и соломенная. Поля загнуты, для того чтобы ветер не сбивал ее, отверстия на тулье предназначены для вентиляции. Известен даже ее изобретатель – Джон Стетсон, который наладил производство таких шляп в 1870-х годах.

Всем знакомая кепка, пришла к нам из Франции в виде кепи-фуражки с козырьком. Конечно, первоначально козырек, предназначался для защиты глаз от солнца, но ныне мы можем видеть всевозможные кепки, бейсболки, фуражки с немыслимой длины козырьками,  или микроскопическими, но все же, козырьками. От фуражки произошел и картуз, столь популярный в дореволюционной России среди купечества.

Позабытый ныне цилиндр одевают только на некоторые традиционные мероприятия, например на скачки в Аскоте (Англия).  Хотя в веке XIX  ни один респектабельный джентльмен по ту или эту сторону Атлантического океана не мог позволить себе появиться в обществе без него. Произошел этот, забавный, на мой взгляд, головной убор от конической шляпы пуритан. Хотя исследователи видят в нем даже более древний головной убор, состоящий из куска войлока, стянутого шнурком, который надевали на голову первобытные люди.

Капот или капор появился в конце XVIII века, как симбиоз шляпы и чепца.  Капор имел широкие поля по бокам, и плотно закрывал голову дамы, позволяя скрыть ее лицо от нескромных взглядов.

А матросская бескозырка приобрела свои ленты в далеком 1805 году. Тогда матросы, в знак траура по погибшему адмиралу Нельсону, прикрепили ленты к своим фуражкам. Нельсону мы обязаны появлением еще одного убора – канотье. Адмирал утвердил эту шляпу  в качестве форменного головного убора для флота.  Позднее, его стали носить молодые люди увлекающиеся греблей.  Шляпы-канотье, по сию пору в ходу не только у английских школьников, но и модницы всего мира.

Берет, столь популярный у детей и дам, а также в артистической среде, зафиксирован еще у древних этрусков. Особую популярность берет приобрел в средние века в Европе, полюбился деятелям Возрождения, потом о нем вспомнили в  XIX  веке, а в ХХ береты стали частью военной формы многих армий мира. А все началось в Пиренеях, где пастухи вязали для себя шапки из овечьей шерсти, а для того чтобы те не теряли своей формы подвергали  их дополнительной обработке — валянию, окрашиванию, начесыванию и т.п.

Пилотки, также ныне являющиеся частью форменной одежды многих родов войск и служб, берут свое происхождение от фригийских колпаков. Такие фригийские шляпы стали своеобразными маркерами революционеров в период Великой Французской революции.

И по сию пору существуют головные боры свидетельствующие о высоком положении владельца или роде занятий, национальности возьмем, к примеру колпак врача или повара, кардинальскую шапочку, тюбетейку.