Эльза Скиапарелли – эксцентричный модельер- новатор

Имя этого талантливого и неоднозначного модельера, опередившего свое время на несколько добрых  десятков лет, сейчас малоизвестно широкой публике, хотя множество ее идей и изобретений в мире моды и одежды мы используем, не догадываясь об ее авторстве.

 Именно она придумала пришивать подплечники к дамским платьям, чтобы силуэт стал выглядеть более вытянутым, а талия — стройнее. Благодаря ей, в женском гардеробе появились брюки-юбка, раздельный купальник.  Она первая стала использовать синтетические ткани, принты с изображением всего, что можно было придумать (от лобстеров до клоунов), ботильоны, бижутерию, и много еще чего. 

Она превращала свои показы коллекций в шоу, шокируя публику цветом, формой и содержанием. Ей принадлежал один их первых бутиков в мире. За Скиапарелли признают  первенство в деле создания одежды прет-а-порте (pret-a-porte). Она создавала многие свои шедевры в сотрудничестве с известными и не очень художниками, но наиболее плодотворно она трудилась с Сальвадором Дали и Жаном Кокто.

Родилась Эльза Скиапарелли в 1890 г. в Риме. Ее семья, аристократическая и интеллектуальная, не чуждая творчества, после Первой мировой войны разорилась, тем не менее родители смогли дать дочери хорошее образование. Эльза изучала историю искусств, языки, любила живопись, поэзию  и театр, много времени провела в закрытых католических пансионах. 

Но беззаботное детство сменилось трудной и суровой юностью. Быстрый и необдуманный брак ее развалился, а на руках осталась больная дочка.  Без денег и помощи со стороны она осталась одна в Париже (о возвращении домой, в Рим и речи не могло быть).  Скиап (как позже стали ее называть) стала метаться в поисках работы, и бралась за любую —  от машинистки и статистки до экскурсовода.   Работая помощником  антиквара,  она свела дружбу с многочисленными художниками Парижа.  Наиболее близкими по духу оказались художники-сюрреалисты  Андре Бретон, Сальвадор Дали, Эрнст Фукс, Жан Кокто.

Познакомившись с Полем Пуаре, она быстро завоевала его симпатию, и он, по сути, вдохновил Эльзу на создание первой ее коллекции.

Начала она со спортивной одежды. По легенде, однажды она увидела необычный свитер, на одном из своих друзей, и, поинтересовавшись, где  можно приобрести такую модель, Эльза выяснила, что такие свитеры вяжет армянская эмигрантка.  Вскоре Скиап разработала первые эскизы  для коллекции свитеров и трикотажных платьев, над созданием которых трудилась уже целое армянское семейство.  Для орнаментов эксцентричная Эльза выбирала  мотивы художников кубистов, африканские узоры, рисунки по мотивам матросских татуировок  (змеи, якоря, сердца).

Ее вещи отличались простотой и практичностью и имели бешеный успех, в 1928 г. она открывает свой первый магазин Sciaparelli – Pour le Sport. Наибольшим спросом её одежда пользуется в Голивуде, поклрнницами творчества Эльзы стали Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо.  В это время она создает серию моделей, посвященных успехам авиации, и становиться основателем стиля пилот.

Поработав основательно в сфере спортивной одежды Скиапарелли в начале 30-х годов создает коллекцию вечерних нарядов – шелковых платьев, дополненных жакетами, шарфами. Длинное черное платье футляр, в сочетании с белым жакетом и шарфом, стало эталоном элегантности.

В 1933 г. ее бутик на Вандомской площади становиться центром притяжения всех богатых и знаменитых покупательниц. Здесь продаются небольшие авторские коллекции.  Коллекция «Остановись, смотри и слушай» произвела сенсацию в мире моды. Модельер продемонстрировала дождевики, поданные как вечерние наряды, вышитые платья с застежками-молниями, сари и многое другое.

Довольно быстро выходят коллекции «Музыкальные инструменты», «Бабочки» «Астрологическая коллекция» «Цирк». Уже из названий было ясно, что модели из указанных коллекций украшены соответствующими мотивами – нотами, бабочками, планетами и знаками зодиака, циркачами.

В 1936 г. событие мира моды стало представление розового цвета “Shocking pink”, ставшего, в последствии,и фирменным цветом дома Скиапарелли.  Этот цвет можно было увидеть, не только на платьях, туфлях и сумочках моделей, но и на футлярах духов и помады и упаковке.

Благодаря совместному творчеству с Сальвадором  Дали, Дом Скиапарелли выпустил шляпки самых фантастических и вычурных форм – туфель, котлет, телескопов, сумочки-телефоны, жакет с карманами, напоминающими ящики комода.

Поклонницами таланта Эльзы стали известные актеры Гари Купер, Марлен Дитрих, Мишель Морган. Актриса Мери Уэст, стала не просто клиенткой Дома моды Скиапарелли, она (вернее ее фигура) стала прообразом флакона духов  «Shoking», а форма ее губ явилась образом знаменитого дивана.

Дополнением к шокирующим нарядам  Скиапарелли  разработала несколько коллекций бижутерии – в виде таблеток аспирина, насекомых, цветов. Даже пуговицы не обошла своим вниманием шокирующая Эльза, платья и жакеты, украшенные маленькими скульптурами -пуговицами в виде сверчков, цирковых лошадок, акробатов на трапеции, короны или кусочков сахара.

 Война  изменила все. С началом оккупации Парижа, Эльза Скиапарелли сокращает производство и уезжает в Америку.  После освобождения Франции модельер возвращается, но возродить былой успех ей не удается.  Она уходит из мира моды 1953 году.